Консистентные смазки

Консистентные смазки используются для минимизации механического трения и износа. Консистентные смазки образуют пленку на поверхностях точек смазки и подшипников, что позволяет избежать непосредственного контакта движущихся подшипников и поверхностей.


Преимущество консистентных смазок по сравнению с масляными состоит в том, что они не стекают с точек смазки, которые перемещаются редко или медленно. Однако для высокоскоростных подшипников консистентные смазки непригодны, так как в результате развития высоких температур базовое масло, входящее в состав смазочной смеси, разлагается, что снижает смазывающую способность.


Преимуществом консистентной смазки является ее густота (сопротивление смазки против ее деформации), или проникающая способность. Это свойство позволяет смазке проникать практически во все подшипники, предотвращать попадание загрязнений и благодаря водоотталкивающему действию защищать поверхности от коррозии. Попадание загрязняющих частиц ведет к возникновению неисправностей в централизованной системе смазки и к разрушению смазываемых узлов трения.


Под густотой консистентной смазки понимается ее склонность к пластической деформации, показателем которой является глубина пенетрации. Глубина пенетрации определяется с помощью измерения глубины проникновения измерительного конуса (согл. DIN 51804). В соответствии с DIN ISO 2137, для определения этого значения консистентная смазка при комнатной температуре 25 °C заливается в стандартный сосуд, после чего замеряется глубина проникновения измерительного конуса. Это позволяет классифицировать консистентную смазку по показателям пенетрации. Смазки подразделяются на классы 000, 00, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, установленные Национальным институтом смазочных материалов (National Lubrication Grease Institute, NLGI) и принятые в качестве стандарта DIN 51 818. Чем выше значение, тем ниже деформируемость.

Очень мягкие консистентные смазки классов с 000 по 0 называются текучими и используются, в частности, в централизованных установках смазки грузовых автомобилей. Централизованные установки смазки, работающие на консистентных смазках классов 000 или 00 по NLGI, могут эксплуатироваться в диапазоне температур от -25°C до +80°C. Для консистентных смазок класса 0 по NLGI действует диапазон температур от -10°C до +80 °C.

Консистентные смазки класса 6 по NLGI в настоящее время уже не используются.

 

Значения пенетрации и густоты

Пенетрация,
глубина проникновения конуса
в 0,1 мм


Класс по NLGI

445 - 475

000

440 - 430

00

355 - 385

0

310 - 340

1

265 - 295

2

220 - 250

3

175 - 205

4

130 - 160

5

85 - 115

6

Консистентные смазки не являются химически чистыми веществами. До 90 % их состава приходится на добавки в виде базовых масел, которые ингибируются загустителем, являющимся своеобразной «губкой» для защиты от утечек. В качестве базовых используются любые типы минеральных и синтетических масел. Свойства таких добавок аналогичны свойствам масел. В качестве загустителей в основном применяется так называемое металлическое мыло на основе лития, кальция, натрия или алюминия, либо сочетание нескольких видов мыла, образованных из порошкообразного сырья. В процессе варки эти загустители образуют губчатые основные структуры, которые захватывают добавляемое масло и вновь поступают на точку трения, если это необходимо.

 

Состав консистентных смазок:

  • Основные масла: Стандартные масла (рафинированные), нестандартные масла (синтетические углеводороды), растительные масла (рапсовые)
  • Загустители: Металлические мыла (натриевое мило), другие загустители (бентонит)
  • Добавки: Поверхностно-активные вещества (защита от коррозии), вещества для защиты смазки (защита от старения)